Добровольное страхование имущества — это возможность застраховать ваше недвижимое и движимое (в том числе ценное) имущество и ответственность перед соседями на случай повреждений, возникших в результате пожара, взрыва, залива, стихийных бедствий, противоправных действий и других актуальных рисков. Страховой полис предусматривает денежную выплату на случай происшествия.
Этот вид страхования пригодится, когда у вас есть недвижимость и вы хотите защитить себя на случай, если с жильём что-то произойдёт. Пожар, взрыв газа, ограбление, стихийное бедствие, соседи забыли закрыть кран в ванной — во всех этих ситуациях вы рискуете понести серьёзные убытки и даже совсем потерять дом или квартиру. Страхование помогает возместить потери частично или полностью. Для этого вы заключаете договор со страховой компанией, в котором будет прописано: — что именно вы страхуете; — какие случаи будут считаться страховыми; — на какую сумму вы хотите застраховать жильё.
После вы регулярно платите взносы. Если страховой случай всё-таки наступает, компания оценивает ущерб и выплачивает вам сумму, предусмотренную договором. То есть всё работает примерно так же, как и с любой другой страховкой.
Что можно застраховать в квартире или доме?
Всё: от жилья целиком до отделки, мебели и других предметов интерьера. Обычно страховые компании
предлагают такие варианты объектов страхования:
-конструктивные элементы — пол и потолок, стены и перегородки, балконы и лоджии;
-инженерное оборудование — трубы, счётчики, проводка и прочие коммуникации;
-внутренняя отделка — напольное и потолочное покрытие, обои, краска или декоративная штукатурка,
окна, двери и любые части декора;
-движимое имущество — техника, мебель, ценные личные вещи;
-право на собственность — такое страхование называется титульным и помогает сократить убытки,
если при покупке жилья вы столкнулись с мошенниками.
Важно помнить, что жилищное страхование распространяется далеко не на любое движимое имущество, всё
зависит от страховой компании.
От чего можно застраховать жильё?
По данным опроса Отношение россиян к страхованию недвижимости и страховые случаи
«Левада-Центра», с недвижимостью в России в основном случаются такие неприятности:
-соседи залили водой;
-прорвало водосточную или канализационную трубу;
-жильё ограбили;
-произошёл пожар.
Поэтому в первую очередь стоит застраховать дом или квартиру именно от этих рисков. Но это, конечно,
не полный список.
Страховые компании предлагают ещё несколько опций:
-стихийные бедствия;
-взрыв газа;
-конструктивные дефекты;
-техногенные аварии;
-действия животных;
-удар молнии.
Кроме того, есть возможность застраховать свою гражданскую ответственность. Такая страховка помогает возместить
ущерб, если по вашей вине пострадала чужая недвижимость, например, вы залили соседей.
Каждый страховщик предлагает на выбор свой перечень рисков или пакетные варианты, которые включают всё сразу.
1. Выберите надёжную страховую компанию.
Важно, чтобы у страховщика была лицензия Центрального банка России. Проверить это можно на официальном
сайте. Также стоит обратить внимание на тарифы и другие условия. Например, чтобы компания указала
в договоре все важные для вас страховые риски.
2. Внимательно прочитайте условия договора.
Нужно понимать, что основная цель страховой компании — заработать, а не спасти вас
от разорения. Поэтому информация на красивых сайтах страховщиков и в калькуляторах стоимости
страховки может немного отличаться от реальности и сглаживать не слишком удобные условия. Важно
максимально точно прояснить для себя:
-что именно компания считает страховым случаем;
-когда она может отказать вам в выплате;
-как происходит процедура оценки и возмещения ущерба;
-какие документы потребуются, когда наступит страховой случай;
-каков точный размер страховых взносов.
Например, вы хотите, чтобы компания возместила вам ущерб в случае затопления. Но если внимательно
прочитать договор, может выясниться, что страховым случаем будет считаться только ситуация, когда вас залили соседи,
а прорыв трубы или наводнение — уже нет. Та же история и с пожарами: некоторые
компании не возмещают ущерб, если пожар случился из-за дефектов проводки или поломки электрических приборов.
3. Оцените стоимость имущества.
Вы сами выбираете, на какую сумму застраховать жильё и то, что в нём находится. Именно
её вам выплатит страховая компания, если что-то случится. Но от этой же суммы напрямую зависит
и стоимость вашей страховки.
4. Почитайте отзывы.
Иногда страховые компании радостно заключают договоры и принимают от клиентов деньги, но сами
с выплатами не спешат. Они затягивают процесс, заставляют в рабочее время собирать бумажки
и стоять в очередях, при оценке существенно занижают размер ущерба.
Предвидеть такое развитие событий во время заключения договора сложно, нарушением закона всё это
не является, а оспаривать решение страховой будет себе дороже. Так что стоит обратиться к чужому
опыту и заранее узнать, что пишут о компании её клиенты.
5. Соберите необходимые документы и подпишите договор
Обычно вам будет достаточно паспорта и документа, подтверждающего право собственности на жильё. Некоторые
страховые компании могут попросить дополнительные документы, например выписку из ЕГРН.
Если наступил страховой случай, вам нужно сделать следующее: Как можно скорее сообщить обо всём в страховую компанию. Обычно в договоре прописан срок, в течение которого вы должны это сделать. Иногда это три дня, иногда сутки. Если вы опоздаете, деньги могут не выплатить. Обратиться в службу, которая зафиксирует случившееся. Это может быть полиция, МЧС, управляющая компания. От них требуется документ, подтверждающий произошедшее, например справка о пожаре, постановление о возбуждении уголовного дела в случае ограбления и так далее. Подать в страховую компанию необходимые документы. Как правило, это действующий страховой полис, квитанции об оплате страховых взносов и бумаги, подтверждающие, что наступил страховой случай. Дождаться решения страховщика. Компания вызовет оценщика, примет решение и, если оно будет положительным, полностью или частично возместит ущерб.
Такие ситуации перечислены в договоре страхования, и у каждой компании они свои. Как правило, вам
могут отказать по нескольким причинам:
1. Ваша ситуация не считается страховым случаем: вы застраховали дом от стихийного бедствия,
а на него упал фонарный столб.
2. Всё случилось по вашей вине: вы оставили включённым утюг и ушли на работу,
а в квартире начался пожар.
3. Вы нарушали условия договора: например, не вносили вовремя страховые взносы или поздно обратились
в страховую компанию.
Если страховая компания отказывает вам в выплате компенсации без видимых причин, вы можете обратиться
с жалобой в Центральный банк.